Мобильное меню
Жизнь на Земле Конец света Наука История Общество Вселенная

Посадка Ту-124 на Неву

Слышали ли вы о «Чуде на Гудзоне»? После выхода фильма это происшествие назвали первой удачной посадкой огромного пассажирского самолёта на воду. Но мало кто знает, что ещё в 1963 году советские лётчики проявили фантастическое мастерство пилотирования и совершив, посадку Ту-124 на Неву в самом центре Ленинграда. Как это происходило, сейчас расскажем.

Что привело к вынужденной посадке самолёта на Неву

21 августа 1963 года пассажирский самолёт Ту-124 компании «Аэрофлот» совершал рейс из Таллина в Москву. На борту самолёта было 45 пассажиров и 6 членов экипажа, всего 51 человек. Командиром экипажа был Виктор Мостовой – 30-ти летний лётчик, за плечами которого было уже 11 лет лётного стажа. Виктор начал свою карьеру в 19 лет в качестве второго пилота и уже в 25 лет стал командиром. Второй пилот, Василий Чеченев, был немного старше, ему 34 года. В паре пилоты летали уже не первый раз. Также членами экипажа были: штурман Виктор Царёв, бортмеханик Виктор Смирнов, бортрадист Иван Беремин, бортпроводник Александра Александрова.

Экипаж ТУ-124. Слева направо: бортмеханик Виктор Смирнов, штурман Виктор Царёв, бортрадист Иван Беремин, командир воздушного корабля Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев
Экипаж ТУ-124. Слева направо: бортмеханик Виктор Смирнов, штурман Виктор Царёв, бортрадист Иван Беремин, командир воздушного корабля Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев

В 8:55 утра был назначен вылет самолёта. В аэропорту Юлемисте густой туман, но за штурвалом опытные пилоты, поэтому вылет не представляет сложностей. Сразу после взлёта бортмеханик экипажа обнаруживает, что передняя стойка шасси самолёта убралась не полностью. Экипаж несколько раз пробует заново убрать стойку, но её совершенно заклинило. Позже на взлётной полосе был обнаружен шаровый болт, который крепит шасси. Когда комиссия расследовала это происшествие была произведена проверка других самолётов Ту-124 на исправность переднего шасси. Ещё в 7 самолётах выявили такой же конструктивно-производственный дефект – трещину болта. К счастью, сделали это вовремя и больше никому не пришлось применять аварийную посадку.

В таких ситуациях по инструкции самолёт возвращается обратно в аэропорт вылета, но в Таллине был сильный туман, поэтому диспетчеры отправляют борт в Ленинградский аэропорт Пулково. Пока самолёт летит в Ленинград, экипаж пытается справится с неработающим шасси. Ведь без него посадка может привести к человеческим жертвам. Бортмеханик пробивает обшивку фюзеляжа и пытается силой выпустить заклинившее переднее шасси, но ничего не выходит. Экипаж готовится к аварийной посадке.

К этому времени в аэропорту Пулково были оповещены и подготовлены все службы: пожарные и медики ждали экстренной посадки самолёта. В лётной практике приземление без переднего шасси вполне возможно, ведь на него приходится лишь 10% веса самолёта. Полосу иногда покрывают специальной противопожарной пеной, самолёт приземляется на задние шасси, и, по мере замедления, нос плавно опускается и скользит по взлётной полосе. Профессионализм и слаженные действия экипажа зачастую позволяют избежать жертв и мягко посадить самолёт даже без переднего шасси.

Пример удачной аварийной посадки самолёта без переднего шасси
Пример удачной аварийной посадки самолёта без переднего шасси

Полёт над Ленинградом

К 11 часам лайнер подлетел к Ленинграду, диспетчеры попросили экипаж пролететь в аэропорту над посадочной полосой, чтобы оценить в каком состоянии переднее шасси. Лётчики выполнили эту задачу, и служащие аэропорта подтвердили, что шасси находится в полу-убранном состоянии и аварийной посадки не избежать. Теперь нужно было выработать всё топливо – это меры безопасности от сильного возгорания и взрыва. По расчётам топлива оставалось ещё на 2 часа, и самолёт начал облетать город Ленинград на высоте 500-600 метров.

Малая высота способствовала более быстрой выработке горючего. Командир экипажа попросил бортпроводницу Александру перенести весь груз из переднего багажника в хвостовую часть самолёта – это делает аварийную посадку более безопасной. Александра справилась с задачей, а пассажиры самолёта даже ничего не подозревали. В 12:10 самолёт совершал 8-й круг над городом, датчик топлива показывал 750 литров – этого как раз должно было хватить, чтобы долететь до аэропорта Пулково, но тут внезапно отказывает левый двигатель. Диспетчер даёт указание пилотам срезать путь и лететь прямо над центром города. В момент полёта над Смольным у Ту-124 отказывает второй двигатель.

Советский самолёт Ту-124
Советский самолёт Ту-124

Позже пилоты утверждали, что это произошло по причине неверных показаний датчика топлива, оно просто закончилось. В те годы ещё был жив гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и он конечно отрицал возможность таких неполадок у своего детища. Но другие пилоты и бортмеханики подтверждали, что техника тех времён не всегда была идеальна и такая неточность приборов была вполне возможна.

Высший пилотаж и приводнение на Неву

После отказа второго двигателя лайнер начал планировать над центром города, быстро теряя высоту. Экипажу нужно было срочно принимать решение. Позже стало известно, что от момента отказа второго двигателя Ту-124 до посадки самолёта на Неву прошло всего 14 секунд. 14 секунд!!! на принятие решения и спасение жизней не только пассажиров самолёта, но и жителей города.

Второй пилот Василий Чеченев до гражданской авиации был военно-морским лётчиком и ему много раз доводилось сажать самолёты на воду. Он говорит капитану: «Командир, только Нева спасёт нас». Капитан воздушного судна Виктор Мостовой принимает решение о посадке Ту-124 на Неву и передаёт это право своему помощнику, как более опытному в таких делах.

Но на Неве ведь огромное количество мостов. Самолёт планирует в 90 метрах над Литейным мостом, потом на расстоянии 40 метров минует Большеохотинский мост и совсем низко над строящимся мостом Александра Невского. Так низко, что рабочие в страхе прыгают с него в воду. К счастью, в этот момент на реке не было судов, только 1 небольшой буксир «Буревестник», который сплавлял лес по Неве. Изо всех сил пилот держит нос самолёта приподнятым, для более мягкого приводнения. Если нос уйдёт под воду, то лайнер от резкого удара об воду развалится на части. Но впереди ещё одна преграда – тяжёлый железнодорожный Финляндский мост. На момент приводнения самолёта шасси были выпущены. Именно это и спасло ситуацию, благодаря большому сопротивлению, тормозной путь сократился, и самолёт остановился примерно в 50 метрах от опор моста. Обычная длина посадки самолёта Ту-124 занимает 1000 – 1200 м, для приводнения на Неву пилотам понадобилось менее 900 метров. Всего расстояние между этими мостами 1370 метров – ювелирное приводнение.

Схема посадки Ту-124 на Неву в 1963 году
Схема посадки Ту-124 на Неву в 1963 году

Посадка самолёта на Неву прошла мягко, никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Только полураскрытое переднее шасси отлетело и нарушило целостность фюзеляжа в хвостовой части самолёта и вода начала медленно прибывать в салон, необходимо было как-то эвакуировать людей. Тут на помощь пришёл тот самый буксир «Буревестник», его капитан видел всё, что происходило, открепил платформу с лесом и поспешил к тонущему самолёту. Взяв его на буксир оттащил к правому берегу, где очень удачно крыло самолёта зашло на деревянные понтоны, и через верхний люк по крылу пассажиры смогли спокойно как по трапу сойти на берег.

Последствия и огласка в прессе

После происшествия всех пассажиров посадили в автобусы и отвезли в аэропорт Ленинграда. Экипаж был отправлен на спецмашинах в КГБ для расследования. Конечно такое событие не могло не привлечь толпы зевак, были среди них и люди с камерами, но милиция запрещала фотографировать, а кому удавалось – сразу требовали засвечивания плёнки. Это происшествие хотели сохранить в тайне, дело засекретить. Лётчиков обвиняли в неправильных действиях и ошибке в расчёте остатков топлива. Их не то, чтобы наградили за спасение жизней, а даже хотели судить.

Ситуацию, сам того не зная, спас Юрий Туйск – фотограф-любитель. В момент экстренной посадки самолёта на Неву он был неподалёку и решил снять событие на фотоаппарат. Подойдя ближе он увидел, что милиция запрещает снимать на камеру. Тогда он отошёл немного подальше и незаметно сделал несколько снимков. Позже именно эти снимки попали в газету «Известия» и придали огласку происшествию. В итоге следствие над лётчиками прекратили, а дело решили быстренько замять без лишней шумихи. Награждать никого не стали, командир Мостовой и штурман Царёв получили по небольшой 2-х комнатной квартире и были счастливы, что избежали суда.

Одна из немногих фотографий приводнения Ту-124 на Неву
Одна из немногих фотографий приводнения Ту-124 на Неву

Судьба самолёта Ту-124, приводнившегося на Неву

Когда все пассажиры и экипаж покинули судно командир буксира Юрий Поршин оттащил самолёт под мост в надежде на небольшую глубину Невы в том месте. Следом подошёл портовой буксир с мощным водоотливом и начал выкачивать воду, но она поступала в больших объёмах и избежать затопления самолёта не удалось. Да и глубина в том месте оказалась не маленькая – 5 метров.

На следующий день самолёт подняли со дна и отбуксировали в воинскую часть на западе Васильевского острова. Там его осмотрели на предмет исправности и списали из-за повреждений. От Ту-124 отпилили кабину и отдали в Тамбовскую область Кирсановской авиашколе в качестве авиатренажёра. В начале 2000-х при реорганизации учебное заведение нуждалось в деньгах, и кабину сдали на металлолом. Кресла самолёта распродали сразу всем желающим за бутылку «беленькой», а фюзеляж распилили и тоже продали на металлолом.

Ту-124 приводнившийся на Неву, отбуксированный под мост. Автор фото Юрий Дядюченко, 1963 год
Ту-124 приводнившийся на Неву, отбуксированный под мост. Автор фото Юрий Дядюченко, 1963 год

Вот такая страница истории советской авиации, мастерства и профессионализма наших лётчиков. Это происшествие как пример изучали в лётных школах других стран. С 1963 года многие пилоты в подобных ситуациях хватаясь за последний шанс пытались приводнить терпящий бедствие самолёт. Но статистика – штука суровая, все попытки потерпели поражение и привели к катастрофе. Лишь в 2009 году Чесли Салленбергер смог повторить подвиг советских лётчиков и удачно приводнить свой Airbus A320-214 на Гудзон.

10