Мобильное меню
Жизнь на Земле Конец света Наука История Общество Вселенная

Идеальное общество у философов древности

Когда цивилизация развита духовно, она может построить Идеальное общество.

Что же такое Идеальное общество и как его представляли себе древние философы? Давайте вспомним, как определяли общество мыслители прошлого.

Понятие Общества у разных философов
Понятие Общества у разных философов

У всех этих определений есть кое-что общее. Общество — это объединение людей и отношения между ними. На основе этих определений можно прийти к пониманию, как должно быть устроено идеальное общество людей. Многие философы уже отразили некоторые аспекты такого формата общественных взаимоотношений.

Самыми часто упоминаемыми являются идеи «идеального общества» Платона и Аристотеля. Их популяризируют уже 2500 лет.

Идеальное общество у Платона

Древнегреческий философ Платон считал, что залогом идеального общества является справедливое государство. Он утверждал, что:

  1. Интересы отдельного человека не могут быть важнее интересов государства.
  2. Если рассматривать общество, как целое, то каждый его участник имеет функции, которые ему следует выполнять. Поэтому население идеального государства разделяется на сословия: земледельцы, ремесленники, армия (стражники), и высшее сословие — философы, они же правители.

Справедливость (по мнению Платона) заключается в невмешательстве одного сословия в дела другого. Каждый должен быть занят своим делом.

Хочу сказать, что, если «не вмешиваться в дела других», то они очень быстро начнут заниматься безнаказанным самопроизволом. То есть, тем, чем занимаются многие современные политики и власть имущие. Общество должно все видеть, знать, и контролировать при необходимости действия управленцев. Ни у кого не должно быть возможности тайнодействия, чем бы человек не занимался. Иначе это приводит к махинациям, воровству и другим проявлениям низших моральных качеств человека.

То есть, по сути, философы-правители в модели «идеального общества» Платона это и есть сегодняшние жрецы и политики.

На основании чего Платон считал, что правители отдадут свою жизнь служению на благо общества? Этому должно было способствовать несколько условий. Приведу маленькую часть одного из них.

  • Служители правопорядка не должны иметь любой частной собственности.

Будут ли они тогда счастливы? На этот вопрос Платон не отвечал прямо, лишь уклончиво поясняя, что благо государства важнее интересов отдельного индивида или сословия.

Идеальное общество у Аристотеля

Аристотель как ученик Платона высказывал похожие идеи. Его идеальное общество – это государство, которое стремится к благосостоянию и счастью каждого гражданина. Но при этом остаётся разделение на классы и частная собственность, включая рабовладельческую. Он говорил, что идеальное государство или общество — это то, в котором счастливо наибольшее количество людей. А почему не все? И что рабы – они не люди?

Так что же это за «идеальное общество» Платона и Аристотеля популяризируют 2,5 тысячи лет? Где хорошо не всем, где остаётся власть одного человека над другим, где интересы государства могут пренебречь интересом одного человека, например его жизнью. Это разве идеально?

Аль-Фараби ибн Наср об идеальном обществе

Это видный философ, математик, ученый Ближнего Востока (872-950).

Изучив труды и идеи относительно общественного устройства древнегреческих философов Платона и Аристотеля, а также опираясь на философию древнего Востока, Аль-Фараби изложил свою теорию идеального общества.

Идеальное общество у Аль-Фараби
Идеальное общество у Аль-Фараби

Итак, Аль-Фараби ставит целью государства номер один — счастье каждого члена общества, а так же выделяет высокие морально-нравственные качества.

Для общего обозначения государства и общества Аль-Фараби вводит понятие «город» (Ал-Мади-на). Город бывает двух видов: «добродеятельный» и «невежественный» (Это то, что мы сейчас называем Потребительским и Созидательным форматами общества)

Типы городов (общественного устройства) у Аль-Фараби
Типы городов (общественного устройства) у Аль-Фараби

Аль-Фараби хотел, чтобы каждый человек стремился к взаимоуважению, равенству, сотрудничеству и на основе этих принципов воцарилось бы совершенное и свободное общество счастливых людей.

Каким видели идеальное общество конфуцианцы

Подробное описание идеального общества людей встречаем в конфуцианстве.

Конфуций писал о правлении императоров Яо (2356 2255 до н.э.) и Шунь (2255 2205 до н.э.) следующее:

Конфуций об идеальном обществе
Конфуций об идеальном обществе

Необычным было отношение правителей к императорскому трону. Он не являлся их собственностью и не передавался по наследству сыновьям. После смерти императоров трон доставался достойнейшему человеку. Шунь унаследовал трон от Яо, а далее передал его Юю (2205 2198 до н.э.). Китайцы считают времена правления императоров Яо и Шунь «золотым веком» в истории страны.

Вращаясь в чиновничьей среде, известный конфуцианский ученый Нгуен Бинь Кхием высказывался о более поздних временах:

Нгуен Бинь Кхием о власти
Нгуен Бинь Кхием о власти

Не удивительно, что Нгуен Бинь Кхием называл чиновничью службу «мерзким занятием».

Конфуцианцы того времени мечтали об обществе процветания, в котором царят спокойствие и мир. Отношения людей построены на добре, дружбе и сердечности. В таком мире нет места войнам. Главная забота императора — это сытое и изобильное проживание народа и процветание страны.

Но концепция идеального общества учёных-конфуцианцев была обречена на провал из-за серьёзных противоречий в самом учении. С одной стороны они мечтали о всеобщем объединении и равенстве, а с другой должно было сохраниться деление общества на сословия, в котором высший класс имел привилегии и сохранял за собой власть.

Как мы видим философы древности были довольно далеки от понимания идеального общества. Им было сложно осознать возможность существования общества на самоуправлении, без разделения на классы, с равными правами всех людей, с равной ответственностью каждого за судьбу общества в целом. Возможно это потому, что мало кто из них понимал, что высочайшей ценностью совершенного общества является жизнь каждого человека. Ведь из этой ценности вытекает и идеальное устройство. И мало кто из философов упоминает о важнейшей составляющей идеального общества – стремлении каждого человека к духовному развитию.

За многие века человечеству так и не удалось построить идеальное общество, потому что в людях силён эгоизм, накопительство и жажда власти. Для создания идеального общества необходимо, сначала построить Созидательное – то есть развивать в каждом человеке лучшие морально-нравственные качества, отказаться от власти и деления на сословия, руководствоваться принципами взаимоуважения, единения, взаимопомощи и равенства. И тогда наступит действительно «золотой век» счастливых людей на Земле.

10